Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Методологические основы сравнительного анализа утопий. Культурный феномен утопии и основные подходы

Купить за 600 руб.
Страниц
77
Размер файла
109.11 КБ
Просмотров
18
Покупок
0
Утопия - это один из древнейших жанров литературы и общественной мысли, человеку с первых этапов культуры было свойственно стремление в своем сознании, в творчестве конструировать идеальное общество.

Введение

Утопия - это один из древнейших жанров литературы и общественной мысли, человеку с первых этапов культуры было свойственно стремление в своем сознании, в творчестве конструировать идеальное общество. Если в эпоху первобытности такой идеал виделся в прошлом золотом веке, то с развитием классового общества и цивилизаций представления об идеальном обществе стали связываться с будущим. Утопия представляет собой уникальный культурологический источник, знакомство с которым позволяет понять чаяния и стремления того или иного периода истории, уидеть горизонт ценностей и посмотреть, как же исполняются мечты человека с прошествием времени, имеет ли вообще смысл мечтать и конструировать будущее.

Как известно, первой классической утопией стала работа Платона "Государство"1, без оглядки на которую не создавалась впоследстие ни одна другая утопия. Впрочем, название самого жанра было связано с "Утопией" Томаса Мора, описашего в 16 веке несуществущее место (утопия - др.-греч. τοπος - "место", ου-τοπος - "не место", "место, которого нет"), где отсутствует частной собственности. Утопия стала основным жанром француского утопического социализма, и таким образом, через марксистское учение утопия повлияла на реальные исторические процессы, связанные с установление социаолистической системы в XX веке. На примере утопии мы можем видеть, что тексты и идеи могут превращаться в материальную силу. И это в первую очерердь касается текстов утопий, которые построены не только на критике настоящего, но и на конструировании образа будущего.

В силу идеологических причин изучение утопии в отечественной исследовательской традиции ограничивалось лишь изучением традиции утопического социализма на основе марксистской методологии. Между тем, мировая утопическая традиция сохранила около 200 работ разной направленности. Наша задача - провести сравнительный анализ двух утопий, не относящихся к этой традиции утопического социализма, на основе современных методологических установок.

Утопия Эдварда Беллами - американского журналиста и романиста - "Взгляд назад" была написана в 1887 году. Она была крайне популярна в то время, издавалась несколько раз и была переведена на 20 языков, в том числе и русский. Была воспринята многими как реальная социалистическая программа будущего. На это стоит обратить внимание, но только с оговоркой, что утопия в американском сознании воспринимается не нечто нереальное и фантастическое, но именно как программа общественной реформы2. И отчасти это так, потому что Америка и сама является страной воплощенной утопии, о чем "мечтали" когда-то великие европейские мыслители эпохи просвещения, выдвигая понятия рационализма, ума и науки, а с другой стороны - это тот "остров" Томаса Мора, где люди заново строили общественность в самом прямом смысле. С этим могут возникнуть вопросы про утопии утопичность, и восприятие и определение этого термина в течении времени. В дипломной работе в этой связи я раскрываю понятие утопия и изменение его определения.

Уильям Моррис - английский мыслитель, ремесленник, социалист, поэт-прерафаэлит - написал в противовес "Вести ниоткуда" с критикой грубого армейского устройства будущего Э. Беллами. Эти два произведения были написаны во время, когда социализм твердо значился на повестке дня во всем западном мире, когда в США значилась усиленная концентрация производства и капитала, превращаясь в крупные монополистические объединения, разорявшие мелкое фермерство и предприятия, использовавшие рабов и дешевый труд рабочих.

Самое непростое в этой работе выглядит его теоретическая основа - конструирование реальности. Социальное конструирование реальности является многомерной теорией познания, основная идея заключается в том, что индивиды и различные социальные группы от самых маленьких до больших страт принимают участие в создании социальной реальности. Конструируемая социальная реальность - перманентный динамический процесс; реальность воспроизводится людьми в процессах ее интерпретации и формулировки знаний о ней. Любое знание, включая самые основополагающие представления о социальной реальности, образующие "здравый смысл", происходит и поддерживается за счет социальных интеракций.

Питер Людвиг Бергер - австрийский и американский социолог и теолог, представитель социально-конструктивистского направления в социологии. Томас Лукман - немецкий социолог, представитель феноменологического направления в социологии. Феноменологическая социология знания, сторонниками которой являются Питер Бергер и Томас Лукман, авторы работы "Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания", ориентированы не столько на изучение специализированных форм знания, вроде науки, а на "повседневное знание", реальность "жизненного мира", предшествующую всем теоретическим системам. При обилии идейных источников главным является феноменология Э. Гуссерля, переработанная А. Шюцем в феноменологическую социологию. Но детальная разработка основных категорий и тем социологии знания в феноменологической перспективе, принадлежит именно Питеру Бергеру и Томасу Лукману.

Как было уже сказано, выбранная теория является многомерной. Конструкционизм не формулирует строгих правил для своего восприятия, читатель волен любым доступным или удобным образом осмыслять и понимать его. Однако такая свобода действий производит необычный эффект: выбирая ту или иную схему прочтения, мы вдруг неожиданно начинаем относиться не к самому социальному конструкционизму, а к себе, т. е. вопросы, которые мы первоначально обращали к нему, меняют адресата и возвращаются к нам. И если понимание означает установление таких отношений, которые выявляют уже существующие и порождают новые отношения, тогда социальный конструкционизм нужно понимать, поскольку именно в этом состоит одна из его главных целей - катализация диалогических пространств за рамками существующих границ. В этой связи мне было интересно рассмотреть подход, развиваемый Кеннетом Джердженом - американским психологом, сторонника теории социального конструкционизма.

Утопия является грубо очерченной формой выявления новой реальности. Это облегчает задачу рассмотрения теории, развиваемой К. Джердженом в рамках социального конструирования - конструкционистской критики. Он утверждает - внутри самих практик производства смысла, внутри различных традиций и сообществ, нет инструментов для саморефлексии, поскольку она требует выявления законченности и относительности своей позиции, ее локальности и заданности определенным социальным контекстом, тогда как производство смысла нуждается в поддержании представления о реальности как онтологической величине, как единой и общей для всех действительности. Но как только мы пытаемся показать, что наши исходные предположения о мире, других людях и самих себе истинны, доказуемы и вытекают из реальности, обнаруживается множество других кандидатов на тот же статус, которые тоже говорят о своей обоснованности. Конечно, выбор утопий в этом контексте, является весьма спекулятивной. Но утопия уже несет в себе определенный мысленный предел. В этом плане, когда мы уже понимаем, что реальность конструируется и его основа только лишь наши традиции и привычные социальные интеракции, взглянуть в будущее становится немного проще. Данная работа лишь попытка взглянуть на выдаваемые "социальные программы" немного шире и суметь прочесть и сделать правильные шаги. Рассмотрение будущих социальных программ в этом контексте несет в себе огромный исследовательский потенциал в дальнейшем.

Объект исследования

Утопия как культурный феномен

Предмет исследования

Сравнительный анализ двух утопий XIX века в контексте социокультурного осмысления процессов развития капиталистического общества

Цель исследования

Провести сравнительный анализ утопий на основе современной методологии культурологического знания, показав, как в утопии конструируются противоположные социокультурные программы

Оглавление

- Введение

- Методологические основы сравнительного анализа утопий

- Культурный феномен утопии и основные подходы к его изучению

- Социальный конструкционизм как современная познавательная парадигма и его эвристические возможности для осмысления утопической мысли

- Работы Эвард Беллами и Уильям Моррис как две противоположные социокультурные программы развития капиталистического общества

- Идеал технократического общества в романе Эдварда Беллами Взгляд назад

- Историко-культурный экскапизм в романе Уильяма Морриса Вести ниоткуда

- Заключение

Заключение

Обосновывая утверждение, что утопии являются порождением того социального бытия, в котором творились, можно сделать вывод в сравнении двух утопий на основе различия архитектурного фона творившего, так и исторического наследия. В конце XVIII в начале XIX веков Бостон стремительно развивался: кожевенная и текстильная промышленности, а так же машиностроение давали ему хорошую прибыль. Благоприятное географическое положение позволило Бостону развить торговлю, промышленность, а так же транспортную инфраструктуру: построить каналы на реках Массачусетса, создать сеть железных дорог. В негативной окраске, горожане Бостона были подчинены ритму производства, так же и вся социальная система будущего Беллами является технократическим господством. Беллами и других, увидели в зарождающейся индустриальной цивилизации потенциальные возможности для установления мира, гармонии, всеобщей занятости, равенства во владении богатством или в возможностях его достижения. Казалось, что близок конец передаваемых по наследству привилегий, конец всех тех условий, которые казались неизменными и вечными в течение сотен тысяч лет Моррис же борется за сохранение определенных зданий, построенных еще в средневековье. Лондон, в описании "Вести ниоткуда", хоть и являлся задымленным неэкологическим, обстроенный промышленными районами, будущее для человечества он видел в свободных, на структуре средневековой общине. В его утопии как уже было сказано, он видел чудесные картины из своего детства, свои представление о честном ремесленном труде. Также нужно отметить, что было мало исследований на тему того, являлись утопии Морриса и Беллами той точкой изменения, когда уже в наше время появились кредитные карты, идут разговоры про базовый обязательный доход и даже обсуждается польза для общества 2-3хчасового рабочего дня. Но в эпоху значительных социальных сдвигов именно они сумели разглядеть, на основе распространенного в то время социалистически-уравнительных взглядов,

Моррис считает целью коммунизма расцвет человеческой личности. Однако вместе с исчезновением развитых экономических связей, средств сообщения и т. п. должен исчезнуть и развитой духовный обмен между людьми. Так, собственно говоря, и случается в мире Утопии Морриса. Книги здесь издаются лишь в очень небольшом количестве экземпляров. Интересы утопийцев весьма ограничены, знания их невелики. Большинство из них даже не представляет себе, какие страны расположены за морем. Утопийцы живут в обстановке добродетельной патриархальности. Впрочем, согласно логике самого Морриса, эта патриархальная жизнь вряд ли на самом деле может быть так уж добродетельна. Ведь Моррис пишет, что человеческий эгоизм утихает, когда человек живет общими интересами. Но условия патриархальной жизни отнюдь не способствуют развитию общечеловеческих интересов.

Следует сказать лишь о том, что в десятилетие, предшествовавшее выходу "Вестей ниоткуда", в Англии был кризис, она теряла свою мировую монополию, вызвав массовую безработицу. Активизировалось профсоюзное движение, главным образом под руководством социалистов, они косвенно охватили огромные массы протестующих.

во-первых, заменить картину жизни при социализме, нарисованную Беллами, которую Моррис полагал совсем ошибочной, дав вместо нее другую, которая представлялась ему правильной, и, во-вторых, подбодрить своих товарищей и вдохнуть в них веру, напомнив о той положительной цели, к которой должны были привести их усилия36.

Вследствие этого ему не нужно было подражать Беллами или пытаться превзойти его поклонение техническому миру и приспособлений, жизнь под вечно звучащую музыку на манер передач Би-би-си, его огромную сеть труб, по которым стандартные товары доставляются на дом из гигантских складов, его все усложняющиеся машины. Подобные планы могли казаться привлекательными в 1890 году, но мы, видящие современные чудеса техники, какие и не снились Беллами, знаем, как мало они обеспечивают счастье, взятые сами по себе. Моррис, полностью сознавая, что социализм подразумевает победу человека над окружающим его миром, не углубляется в детали технического характера и упоминает о них лишь вскользь и случайно. Он интересовался не технической сложностью вещей, а новыми производственными отношениями людей и вызванным этими новыми производственными отношениями преобразованием человеческих отношений и человеческой природы37.

Именно природа человека обеспеченных свободных людей и представляет постоянный и основной интерес "Вестей ниоткуда", та человеческая природа, в формировании которой не участвовали ни бедность, ни эксплуатация, ни конкуренция, ни страх или алчность. При таких условиях он в состоянии показать, как и почему бесклассовое общество, в котором пороки капитализма настолько исчезли, что даже память о них не сохранилась, может породить новый вид счастья, чувство товарищества, терпимости, всеобщую учтивость в обращении, радость жизни, наслаждение материальным миром, которые нам трудно себе представить. Благодаря тому, что Моррис поразительно сочетал в себе дарования и опыт, необходимые, чтобы совершить такой подвиг воображения, его книг Журнал Историческая и социально-образовательная мысль 2015а и сохраняет свое место среди немногочисленных классических произведений социализма. Терпеливо, прибегая к многочисленным и детализированным доказательствам, он показывает, что пороки, которые обычно приписываются "человеческой натуре", на самом деле является следствием капитализма.

Список использованной литературы:

1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2009

2.Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 4-е изд., с исправлениями и дополнениями - М., 2012. - с. 664.

3.Бергер П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Луман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.

Бурдье П. Социология социального пространства. СПб., 2005.

4. Виндельбанд В. История философии. Киев, 2010

5.Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. М., 2005.

6.Гладышева М.И. Черты антиутопии и утопии в романе Э. Беллами "Взгляд назад: 2000-1887" [Электронный ресурс] // Научный диалог: вопросы гуманитарных исследований - Чебоксары: ЦНС"Интерактив плюс". Режим доступа: https:/doi.org/10.21661/r-472427 (дата обращения: 07.02.2019). doi:10.21661/r-472427

7.История философии: Запад - Россия - Восток. В 4-х кн. М.: Греко-римский кабинет, 2011

8.Журнал Историческая и социально-образовательная мысль 2015

9. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2012

10.Платон "Государство". Античная литература.1971.- 410с.

11.Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. Т.2: Пир. - М.: Мысль, 1993.

12..Роман Б.А. Э. Беллами "Взгляд назад" и его роль в литературной и общественно-политической борьбе в США //Американский ежегодник. 1972. - М.: Наука, 1972. С. 41-62. [3900 экз.; Илл. А.С. Эрман]

Уильям Моррис. Вести ниоткуда, или эпоха спокойствия.// Перевод с английского Н. И. СОКОЛОВОЙ. Гос. Изд-во художественной литературы. М. 1962г.

14.Фойгт А. Социальные утопии / Пер. с нем. Н. Стороженко. - М.: КомКнига, 2007. -192 с. С.150

15.Философия. Основные социально-философские учения: учебное пособие / Г.П. Ковалева; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2010. - 173 с.

16.Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007

17. Философия. Часть 1. История философии: Учебное пособие для вузов /Под ред. В.И.Кириллова и др. М.: Юристъ, 2011

18.Шишкин С. Литературная антиутопия: к вопросу о границах жанра / С. Шишкин // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. - 2007. - №2. - С. 199-208.

19. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. М.: Гардарика, 2011

20. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 2010

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
77
Размер файла
109.11 КБ
Просмотров
203
Покупок
0
Методологические основы сравнительного анализа утопий. Культурный феномен утопии и основные подходы
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram